Почему я выбрала вальдорфскую школу

Вальдорфская система учит нас ценить вещи и людей. И делает это ненавязчиво. В ней нет свода правил и инфографики, объясняющей основные термины и преимущества. Но есть мировоззрение людей, которые бережно относятся к вещам, к людям, к своим словам.

0
9602
Почему я выбрала вальдорфскую школу

Так получается, что на тему образования я общаюсь в основном с людьми, которые или им сильно интересуются, или непосредственно в нем работают. И когда на днях человек, который постоянным поиском лучшего и прекрасного для своих детей только озадачился, обратился ко мне с вопросом, почему в свое время я не выбрала путь раннего развития, мне было ответить непросто.

Конечно, прежде всего это вопрос к осмыслению того, где мы с ребенком находимся сейчас, и зачем, «и как мы до этого докатились».

Выбор детского сада был вопросом скорее эмоциональным. Однажды я пришла в вальдорфский детский сад, и так мне там понравилось —и как дети играют во дворе, и деревянные асимметричные постройки, — что я сразу для себя решила, что отдам дочку именно в такой сад. Это было абсолютно интуитивно. Мне просто там понравилось.

Вальдорфская педагогика: как я выбрала школу и детский сад

Самое интересное, что эта система образования и мне, и моему ребенку действительно подошла. Изучая подробнее её основы, встречая людей, выбравших похожий путь, я все больше убеждаюсь, что не ошиблась: потому что веду с утра ребенка в школу с улыбкой, и забираю её довольной; потому что ребенок не любит каникулы, а любит ходить в школу и любит делать уроки. Разве еще что-то нужно?

Конечно, выбор школы не был простым решением. Ведь детский сад — это первая ступенька, а школа — уже что-то серьезное: после школы поступать в институт, школа готовит к взрослой, социальной жизни.

У многих есть такой страх, что из вальдорфских школ выходят люди, неподготовленные к жизни, что им сложно поступать в университеты. Это связано с тем, что одной из основополагающих идей вальдорфской педагогики является свобода. И у людей возникает четкая ассоциация, что якобы детям в вальдорфских детских садах и школах дают полную свободу действий, все разрешают и слишком мягко относятся к проступкам. Но это совсем не так.

Свобода — это когда ты не действуешь неразумно. Хаос и анархия вовсе не синонимы свободы, как раз наоборот: ущемляя других нельзя быть свободным.

Свобода — это вовсе не отсутствие правил. Свобода — это когда мы делаем выбор, не основываясь на догмах, убеждениях или мнениях других людей, а исходим из ситуации. Когда мы видим что-то новое для себя и принимаем это, даем ему жить, а не отрицаем, только потому что, это нам незнакомо. Еще свобода — это быть своевременным. Когда можно бегать и веселиться — бегать и веселиться, а когда необходимо собраться и усердно поработать, сделать это. И этому учат детей у нас в школе.

Раннее развитие мне кажется наоборот очень несвободным. Мы торопим, пытаемся запихнуть в ребенка побольше всего, не давая ему развиваться своим темпом. Тут мы обращаемся не к настоящему существу человека, которого растим и воспитываем, а отвечаем на запрос общества, кто выше и сильнее.

Мне важно, кто человечнее и качественнее, поэтому все истории про, кто первый и лучший, никогда меня не воодушевляли. Я думаю, что в итоге качественное в результате ценится больше — и сейчас, и всегда.

***

Вальдорфская педагогика: как я выбрала школу и детский сад

Приезжаю к дедушке. Ему 82. Тут вещи, которые служат много лет. Я помню их с детства. Маникюрные наборчики, лампы, шкафы, коробочки и чемоданы — они прослужат еще долго, потому что сделаны на славу. Об этом много написано.

Сейчас век ширпотреба. Но вещи — то, что нас окружает, то, что наполняет наш мир и становится им, и то как мы относимся к миру — становится нашим отношением ко всему в нем. А когда в него приходят люди?

Мы так же начинаем относится к ним: всегда можно найти замену — няне, работнику, другу, супругу. Но разве не теряется в этом человечность?

Мне кажется, вальдорфская система учит нас ценить вещи и людей. И делает это ненавязчиво. В ней нет свода правил и инфографики, объясняющей основные термины и преимущества. Но есть мировоззрение людей, которые бережно относятся к вещам, к людям, к своим словам. Которые умеют интересно рассказывать сказки и искренне любят детей. И дети начинают искренне любить мир, им нравится его исследовать, и они не забывают, что мир живой.

Вальдорфская педагогика: как я выбрала школу и детский сад

Я согласна с мнением, что раннее развитие плохо отражается на психическом и физическом здоровье детей.

Человек представляет из себя сбалансированный организм, все у него происходит в свое время. В раннем, дошкольном возрасте, силы должны идти на развитие физического и социального аспектов, т.е. ребенок должен много прыгать, бегать, шуметь и играть. Именно в игре и в подражании развиваются первые навыки социальных взаимоотношений. Но игра эта должна быть правильная. Потому что, например, игры компьютерные, сколько бы о них хорошего не писали, в сравнении с настоящей жизнью очень бедны.

Я сама наблюдала детей, которые умеют играть только по компьютерным сценариям. И в общении у таких детей тоже проблемы. Они понимают только взаимоотношения на уровне «дай» и «надо». И к людям могут относиться, как к вещам или игрушкам. Не делают разницы. Для них весь окружающий мир — это объект потребления.

Наблюдать, у детей, отсутствие человечности — это страшно…

В вальдорфской системе все этапы развития учтены вплоть до мельчайших деталей, так как даже обстановка в помещении влияет на настроение и самочувствие детей. Игрушки из натуральных материалов, умные сказки и чередование активности в течении дня, чтобы малыши не уставали, правильный ритм и много других вещей.

Вальдорфская педагогика: как я выбрала школу и детский садА в системах раннего развития, наоборот, в ребятенка стараются побольше всего впихнуть. Мамы таскают своих малышей на кучу секций, только бы показать, что они не хуже других. А детям вообще это не нужно в таком возрасте.

Конечно, очень многое зависит от родителей. Прививают ли они ребенку нравственные, духовные ценности? Обсуждают ли с ним события, или навешивают на все свои ярлыки, не давая развиваться живому восприятию?

Для меня, например, очень важным фактором было наличие в группе детского сада — а сейчас и в школе — родителей с похожими взглядами на мир. Это важно, когда во внешнем мире ребенок встречает те же правила, что и дома.

Например, у нас (почти все) родители против мобильных телефонов, это правило поддерживается во всей школе.

А в соседней школе «на районе» все дети давно с планшетами, и объяснять ребенку, почему ему нельзя планшет, когда всем можно, это сложно. Это простой и понятный пример, но таких тонкостей целая куча.

Вальдорфская педагогика: как я выбрала школу и детский сад

Как-то раз по дороге домой я заметила, что все вокруг на нас поглядывают. Мы ехали в метро. Ничего необычного не происходило. Дочка играла с куклами (я сделала их сама вместе с другими родителями. Это подарок на выпускной из детского сада). И тут я поняла, что это очень странно выглядит, ведь дети больше не играют в игрушки. Последнее время я наблюдаю детей, только с гаджетами. А тут вдруг куклы, у которых на коленках моей дочки разворачивается целая история. Действительно, есть на что посмотреть.

В вопросе выбора пути «развития» родительская позиция важнее всего. Если вы считаете, что с пеленок надо растить лидера, идущего по головам людей или офисного сотрудника, то, пожалуй, обычная система образования, приучающая к однотипной деятельности и подчинению не всегда логичным правилам, отлично подойдет, а раннее развитие подойдет еще лучше.

Но если пытаешься воспитать хорошего человека, способного к счастливой и полноценной жизни, то стоит задуматься о том, чтобы воспитательный процесс охватывал не только навыки правильного выполнения заданий, но и другие человеческие сферы.

У меня есть знакомые выпускники вальдорфских школ. Взрослые и с детьми, они приводят своих детей в те же сады и школы, в которые ходили сами. Это всерьез и надолго, думаю я.

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите клавиши Shift + Enter или нажмите тут, чтобы мы ее исправили. Спасибо!

Комментарии

Ваш комментарий

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ