Как выбрать школу: пошаговое руководство для ищущего родителя

С каждым годом (если мы говорим о Москве) выбор школы все более напоминает некий мудреный квест. Играя в эти игры с электронной записью, списками А и Б, подготовками и прочим, мы совсем забываем, а ради чего все это?

0
1001
Как выбрать школу: пошаговое руководство для ищущего родителя

Обычно школы выбирают или по рейтингам (составленным по результатам обучения старшей школы), или по отзывам друзей, или по территориальному признаку, кто-то ходит по школам района, стоит у ворот школы, говорит с родителями и ищет добрую учительницу (как советуют психологи). В любом случае, речь идет о совокупности внешних факторов: анализируются все «за» и «против», и как-то так она и выбирается. Вынуждена вас расстроить. Этот алгоритм работает далеко не всегда.

Я предлагаю отнестись к выбору школы, исходя из понимания ценностей своей семьи и тех задач, которые вы ставите перед школой, как образовательным институтом. Только честно ответив себе на вопросы о том, что для вас школа, каким вы видите своего ребенка в школе (каким он должен становиться, учась в школе), сколько своего личного времени вы готовы вкладывать в школьную жизнь, сколько времени вы можете (и хотите) уделять ребенку помимо школы, какими ресурсами и ограничениями вы обладаете (временными, финансовыми, психологическими), есть ли у вашего ребенка особые образовательные потребности, кем и где вы его видите через 4 года, только тогда вы сможете приступить собственно к выбору школы.

Когда меня спрашивают о вальдорфских школах, я спрашиваю в ответ, знакомы ли вы с вальдорфской философией и укладом жизни? Готовы ли вы участвовать в жизни школы? Какие задачи стоят для вас на первом месте в образовании ребенка? Если семья нацелена на интенсивное образование, живет в ритме достижений, дети активно и много учатся, есть культ интеллекта, много спорта и дополнительных занятий, то вряд ли ценности неспешности, созерцания и эмоционального комфорта смогут ужиться с ценностями вашей семьи. Хотя, чисто внешне такая школа может манить вас.

Как выбрать школу: пошаговое руководство для ищущего родителя

Если меня спрашивают о школе Интеллектуал, я также спрашиваю в ответ, а что вы хотите получить именно от этой школы? Каким вы хотите видеть своего ребенка по итогам обучения в течение 11 лет в этой школе?

Когда меня просят найти симпатичную школу «на районе», я опять же спрашиваю, а что есть для вас «симпатичная» и как вы будете измерять эту «симпатичность».

Вот такая я вредная, да. Раньше, бывало, давала прямые советы. Сейчас все время задаю вопросы.

Итак, мы ответили себе на сакральные вопросы о том, что есть для вас школа. Заметьте, я не спрашиваю о том, какая там должна быть программа (на мой взгляд, именно это второстепенно). На первом месте – ценности. Для одной семьи это может быть интеллектуальное развитие, для другой – свобода личности и самоопределение, для третьей – контингент, атмосфера и «семейственность». Понятно, что эти ценности могут пересекаться, их можно рисовать в виде кругов на листе. Но! Располагать их все же нужно иерархично. Почему? Если в какой-то момент вас начнет что-то раздражать в выбранной школе, если будут непонимания или конфликты, вы будете тыкать пальцем в свои ценности и понимать, что у вас есть ТО, ради чего стоит поработать над решением отдельных трудностей (будь то большие домашние задания или плохая еда). Если вот того, главного, ценностного, нет, то и мелкие задачи решать мотивации не будет. И останется лишь грусть, тоска и вопрос «а зачем мы здесь?».

Ну, хорошо. Мы определились с ценностями, очертили цели. Потом копаем в ограничения – можем ли или нет возить, как это будет происходить, чьими силами. Какие у нас есть временные ограничения? Что будет происходить с остальными детьми? Необходимо ли для нас будет определить их в дальнейшем в эту же школу?

Как выбрать школу: пошаговое руководство для ищущего родителя

Вот когда мы и на эти вопросы ответили, тогда выписываем те школы, которые мы для себя нашли (отзывы знакомых, территориально близкие, престижные и т. п.), вычеркиваем те, что сразу отпадают как «компромиссные» варианты и те, что «говорят, что там хорошо», но нам не близки по всем нашим целям. А в остальные мы идем ногами.

Да. Проблема многих из нас, что хочется как-то «по совету», «за компанию с друзьями из сада», «на форуме написали». Это не работает. Потому что мы все разные. Кому-то 57 хорошо, а кому-то зло. Кстати, цель «реализовать мои амбиции» — это тоже цель. И лучше ее также честно и озвучивать себе.

В общем, мы звоним и договариваемся о встрече с завучем. Ходим, общаемся, задаем вопросы, смотрим на детей, вдыхаем атмосферу школы, разговоры в коридоре и т.п. В том числе, общаемся с родителями на тему добрых учителей.

Если 1. Вас не пускают в школу.

2. Завуч аккуратно послал вас по телефону.

3. Вам не комфортно.

Идем в начало статьи и думаем, а нужно ли нам сюда. И если да, то что есть высшая цель, которая позволит терпеть подобную закрытость школы? Озвучим ее еще раз для себя. В некоторых школах есть, кстати, дни открытых дверей. На них нужно обязательно сходить.

Итак, после всего вышеописанного и всех предпринятых шагов и разговоров с собой, остается шорт-лист школ. В ту, которая нам подходит более всего, записываем ребенка на подготовку к школе. Цель тут простая – познакомиться с учителями началки. Если в этой школе номер один из списка учителя началки не ведут подготовку, то не теряем время и записываем ребенка в школу номер два.

Далее все просто – ходим, учимся, присматриваемся. Если с учителями все печально в текущем наборе, не тратим опять же время, переходим к следующей школе в списке. Кстати, на подготовку можно спокойно прийти и среди года (если решение о том, что вы ошиблись с первой школой, пришло через пару месяцев посещения подготовки). Это и правда единственный способ узнать учителей и школу изнутри.

А если в итоге мы не можем выбрать школу? Если все, что нас окружает, не то и не так. Если учитель, который берет класс , не устраивает нас категорически? Вы знаете, я против компромиссов. Они выходят боком. Если выбора нет и понимания нет, нужно… опять поработать с собой на тему, а какие еще есть варианты. Возможно, первые полгода-год школы ребенок просто останется дома.

Возможно, вы найдете какой-то получастный проект. Возможно, вы сможете вернуться в начало и значительно расширить свой первоначальный список школ. И, наконец, возможно, это будет пересмотр своих целей и задач.

Многие прочтут и скажут – ну почему так сложно, нужно просто идти во двор к МарьИванне и не терзать себя всеми этими выборами и алгоритмами. На это я отвечу – да, если для вас опять же школа во дворе решает все те задачи, которые вы перед ней ставите, почему нет. Ведь требование к школе может звучать как «место рядом с домом, где ребенок сможет провести время до обеда и чему-то поучиться». А возможно, что именно школа во дворе решает вообще все ваши задачи, ура! А для кого-то она, возможно, не соответствует ожиданиям, но есть жесткие ограничения – мать-одиночка, денег нет, работа до вечера, возить некому. Тогда опять же школа будет выполнять конкретные задачи. Кто-то ради школы готов преодолевать по 1.5 часа в один конец каждый день. Кто-то снимает квартиру специально «под школу». Для кого-то школа – это просто этап. Кто-то готов менять школы, как перчатки. Для одних – это второй дом, для других – досадное ограничение, для третьих – дорога в будущее.

Именно поэтому не может быть хороших или плохих методик, хороших для всех школ. И споры на форумах ни о чем. У нас есть право выбора, и я желаю каждому услышать и понять себя и своего ребенка и выбрать школу по душе и по возможностям.

Ну и самое важное – ваш выбор не обязан быть окончательным. Меняемся мы, меняются обстоятельства, меняются цели. Выбор можно и нужно пересматривать. Я никогда не понимала, когда мне жаловались на школу в 3-4 классе со словами «все ужасно, но ничего, до пятого класса как-то дотерпеть нужно». Кому? Зачем? Работаем с собой, со своими установками. Это же так прекрасно – выбирать и знать, почему ты это делаешь.

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите клавиши Shift + Enter или нажмите тут, чтобы мы ее исправили. Спасибо!

Комментарии

Ваш комментарий

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ