Чтение и письмо дошкольников: не торопитесь!

0
589
Чтение и письмо дошкольников: не торопитесь!
Интервью с директором Института возрастной физиологии РАС доктором биологических наук Марьяной Михайловной Безруких.

Марина Аромштам: Марьяна Михайловна, как Вы считаете, нужно ли готовить ребенка к школе, обучая его элементам безотрывного письма? 

Марьяна Безруких: В результате исследований, проведенных нашим Институтом, установлено, что методика обучения детей безотрывному письму не соответствует возрастным и функциональные возможностям учащихся. Ее использование приводит к нарушению психофизиологической структуры письма, требует от ребенка выполнения биомеханически нецелесообразных движений. Это, в свою очередь ведет к задержкам дыхания и искусственно вызывает у ребенке гипоксию. Вообще на начальных этапах письмо не может быть безотрывным. Связным — да, но не безотрывным. Даже при сформированном навыке один пишущий будет связывать в единое целое два элемента, другой — три. Это зависит от механизмов темповой орган» зации деятельности каждого человека. Один говорит быстро, у другого в речи после каждого слова — пауза.

Но в отношении ребенка дошкольного возраста эту проблему можно даже не обсуждать. В дошкольном возрасте категорически нельзя учить ребенка каким бы то ни было курсивным элементам письма. Это физиологически, психологически неадекватный, нецелесообразный, нарушающий формирование навыка компонент деятельности.

Марина Аромштам: Почему? 

Марьяна Безруких: Потому что формирование навыка письма — сложнейший и длительный биологический процесс.

Функционально ребенок дошкольного возраста к этому сложнейшему виду деятельности не готов. Не готовы механизмы произвольной регуляции деятельности, которые лежат в основе письма. Еще не сформированы мелкие мышцы кисти, не произошло окостенение запястья. Не готовы механизмы нервно-мышечной регуляции. Более того, ребенок не готов к письму не только в шесть, но и в семь, а порой и в восемь лет. Даже этот возраст является периодом функциональной незрелости для освоения навыка письма. Но это не значит, что письму нельзя учить. Учить нужно, учитывая функциональные и психологические особенности ребенка. А что это значит? Во-первых, нужно усвоить важное правило: нельзя торопиться с обучением и нельзя ставить перед собой задачу быстро сформировать навык. Обучение письму — процесс длительный. Во-вторых, для того чтобы начинать собственно обучение курсивному письму, или письму с использованием так называемых письменных букв, нужен достаточно длительный предактивный период, т. е. период подготовки. И этот период подготовки к школе должен включать как минимум 30 занятий.

Марина Аромштам: Почему подготовительный период должен быть таким долгим? 

Марьяна Безруких: Потому что, прежде чем перейти к курсивному письму, ребенок должен научиться писать линии (ровную, прямую, наклонную), овалы. Он должен научиться работать в строке (Причем, чем меньше строка, тем больше времени на это понадобится.) Должен научиться зрительно дифференцировать элементы печатных букв.

В педагогической литературе мы часто встречаем советы: тренируйте у детей мышечное чувство и у них не будет сложностей при обучении письму. Но ведь это игнорирование законов физиологии! До девяти лет мышечное чувство, как физиологи называют его -кинестетический контроль, еще не сформирован. Функцию контроля выполняет только зрение. Поэтому вы можете тренировать руку хоть до семи потов — это не даст желаемых результатов.

Марина Аромштам: Но существует мнение, что чем больше ребенок выполняет технических, упражнений, например много штрихует, тем легче ему потом научиться писать. 

Марьяна Безруких: Это совершенно ложное утверждение. У нас есть опыт работы с одной дошкольной гимназией, в которой первые два года к нашим советам не прислушивались. Детей обучали курсивным элементам букв. И они очень много штриховали -целые тетради. В конце года мы протестировали этих детей. И что же? Выяснилось, что к концу года занятий они не только не улучшили зрительно-моторные координации, а затормозили развитие этих функций. Сделать это в возрасте пяти-шести лет очень просто.

Марина Аромштам: В чем же тогда заключается подготовка дошкольников к письму?

Марьяна Безруких: Гораздо в большей степени, чем про-писывание графических элементов, к письму готовит развитие таких навыков, как зрительно-пространственный анализ, зрительно-моторные координации. С точки зрения формирования навыка письма умение скопировать иероглиф для ребенка пяти-шести лет гораздо важнее, чем умение писать курсивные элементы.

Потому что кинестетический контроль, как я уже сказала, включится в работу только к девяти годам. А до этого ребенок при письме опирается только на зрительный контроль…

Марина Аромштам: Марьяна Михайловна! Ваш взгляд на обучение дошкольников курсивному письму ясен: этого категорически нельзя делать. А учить читать можно? Для многих учителей и родителей умение читать к первому классу является основным показателем готовности ребенка к школе. 

Марьяна Безруких: И по большей части такие родители и учителя занимаются самообманом. Проверка чтения при приеме в школу проводится обычно на коротких словах — из трех, максимум четырех букв. Так ведь это не настоящее чтение, а квазичтение: ребенок не читает слово, а узнает его.

Через полгода обучения в первом классе учитель удивляется: «Пришел читающий, а теперь сидит, гадает, что здесь написано, или с трудом слово по слогам разбирает!»

Так ведь его не подготовили к чтению, а учили запоминать некоторое количество слов.

Что это как не торможение развития навыка чтения?

Марина Аромштам: В чем же заключается подготовка ребенка к чтению? 

Марьяна Безруких: В комплексном развитии. Это подразумевает, во-первых, развитие фонематического слуха. Во-вторых, развитие артикуляции. Артикуляционная гимнастика не менее важна для ребенка, чем фонематические упражнения. Еще нужно заниматься развитием зрительного восприятия и зрительно-моторной координации. Но не собственно чтением.

Если ребенок функционально готов к чтению, он сам зачитает. Если не готов, значит, его надо готовить. Готовить к чтению, а не учить читать.

Марина Аромштам: Что, по-вашему, включает в себя понятие «техника чтения»? 

Марьяна Безруких: Свободное, хорошо интонированное чтение текста, который ребенок понимает.

Марина Аромштам: Сколько слов в минуту он должен читать? 

Марьяна Безруких: Скоростные параметры сюда не входят.

Марина Аромштам: Почему? 

Марьяна Безруких: Ситуация точно такая же, как с письмом. Пока навык не сформирован, нельзя требовать от ребенка быстрого чтения. Скорость чтения ограничена индивидуальными способностями человека к артикуляции лицевых мышц. Она у всех разная.. Кроме того, скорость чтения обычно проверяется, когда ребенок читает вслух. А ведь действительно, быстрое чтение — то чтение, которое нужно человеку в дальнейшем, — это чтение «про себя». Ему мы не учим, на него не обращаем внимания. Учителя, требуя быстрого чтения вслух, невольно заставляют детей фиксировать внимание на движениях губ. И вот потом сидят в метро взрослые люди и, читая, шевелят губами.

Марина Аромштам: И тем не менее, должен же существовать хотя бы примерный ориентир, сколько слов в минуту нужно читать ребенку? 

Марьяна Безруких: Для детей первого класса никаких нормативов не существует. Для детей второго класса тоже. К концу четвертого класса нормальная скорость чтения — 80—90 слов в минуту.

Но это все очень относительно. Один ребенок в начале года читал со скоростью 20 слов в минуту, а в конце — со скоростью 40 слов. На сколько процентов увеличилась скорость его чтения? А другой в сентябре читал со скоростью 60 слов в минуту, а в апреле — 70 слов в минуту. Его «скоростной прирост» ниже. Это о чем говорит? О том, что у первого ребенка темпы обучения выше. Важен только этот показатель эффективности формирования навыка у каждого ребенка, но не средний показатель техники чтения.

При этом необходимо помнить, что темп-деятельность — это индивидуальная особенность нервной системы человека.

Марина Аромштам: На что же нужно обращать внимание детей при чтении? 

Марьяна Безруких: На интонацию, на связность слов и предложений, на выразительность чтения. А то они читают, захлебываясь, — торопятся выдать 120 слов в минуту!

Так нам-то нужно, чтобы они не губками шевелили быстро, а понимали то, что читают. Понимание текста — это и есть основной критерий чтения. А если вы хотите, чтобы человек научился красиво читать, учите его этому. К третьему классу нужно учить детей читать «про себя», а чтение «про себя» прежде всего требует снятия артикуляции. Иначе оно не будет быстрым.

Марина Аромштам: То есть процесс обучения чтению такой же сложный, как и процесс обучения письму? 

Марьяна Безруких: Да. И навык чтения не может сформироваться в один момент. Это длительный процесс, связанный с определенным психофизиологическим механизмом различения каждого знака. Ребенка нужно учить узнавать букву — целую, по какой-то части, в сочетании с другими буквами. Для этого можно придумать множество игр. И они очень важны для развития навыка чтения.

А технология «плохо пишет — надо больше писать» и «плохо читает — надо больше читать» ничего, кроме вреда, не приносит.

Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите клавиши Shift + Enter или нажмите тут, чтобы мы ее исправили. Спасибо!

Комментарии

Ваш комментарий

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ